Легенда гласит, что Ф.Шопен появился на свет как раз в тот момент, когда его отец, учитель французского языка Миколай Шопен, играл на скрипке. Произошло это в первый день весны 1810 года в Желязовей Воли. С тех пор музыка постоянно сопровождала композитора — с первого крика до последнего вздоха.
Величайший польский композитор окружен легендами и домыслами и как и всякий великий имеет своих обожателей и неприятелей, однако же шедевры его не оставляют равнодушным уже не одно поколение любитель фортепианной музыки. Я не претендую сегодня на систематическое изложение биографии Фредерика Франтишка Шопена, а предлагаю некоторые интересные факты, связанные с великим поляком.
Парадокс с фамилией
Написание фамилии Шопен (Chopin) вводит в ступор практически каждого, кто учит польский язык и только-только освоил основные правила чтения. Дело в том, что традиционно принято писать фамилию композитора на французский манер. Откуда такое недоразумение? Возможно из-за рода занятий отца, который был учителем французского, а может быть это от почти поголовной польской любви к Франции и всему французскому (особенно после Наполеоновских войн), а быть может все намного прагматичней – из-за лет проведенных в эмиграции в Париже. В любом случае теперь уже навсегда фамилия величайшего польского композитора, чей патриотизм и преданность Польши не вызывает ни у кого ни малейшего сомнения, пишется по-французски.
Cherchez la femme[1]
 
В рейтинге тем, связанных с именем Фредерика Франтишка Шопен, после ноктюрнов и мазурок вторую строчку уверенно держит за собой тема любовных похождений. Объектом интереса злых языков и просто любопытных биографов чаще становится не его первая любовь Мария Водзинская, а эпатажная Жорж Санд, с которой Шопен начал отношения в 1838 году. Ради нее композитор покидает блистательный Париж и уезжает на Майорку. Их роман длился несколько лет, пока Жорж Санд… не оставила Фредерика ради другого. Как водиться в богемном мире, перенести такой удар судьбы Шопену было сложно. Именно разрыв с Жорж Санд по мнению биографов Шопена стал началом конца земной жизни композитора. Вообще характер их отношений вызывает целый ряд кривотолков и любители амурной литературы, изучая историю любви польского композитора и французской писательницы, смогут удовлетворить свои запросы вполне.
Две могилы и бессмертная музыка
Через два года после окончания отношений с французской писательницей Шопен умирает в Париже. Он похоронен на парижском кладбище Le Père Lachaise, о котором через полтора века польский писатель Януш Леон Вишневский великолепно напишет:
Cmentarz Le Père Lachaise. Dla niektórych Père Lachaise to jedyny powód, dla którego warto przyjechać do Paryża. Niektórzy przyjechali tu tylko po to, aby umrzeć i być pochowanym na Père Lachaise. Niektórzy tak żyli, aby zasłużyć na własny grób na cmentarzu Le Père Lachaise. Bo ten cmentarz to podzielony na sektory panteon dusz. Grób tutaj to jak wpis do encyklopedii.
 
(Małgorzata Domagalik, Janusz l. Wiśniewski 188 dni i nocy)
Умирая 17 ноября 1849 года, композитор завещал своей сестре Людовике похоронить его сердце в Польше. Так композитор-романтик желал, чтобы хотя бы часть его вернулась домой. Сердце Шопена вмуровано в стену в барочной базилике св. Креста в Варшаве, где и находиться по сей день. И сегодня, прогуливаясь по Краковскому предместью (не смотря на название, сегодня это самый центр польской столицы), каждый может лично отдать должное великому композитору, музыка которого по праву принадлежит человечеству, но сердце отдано лишь горячо любимой им Польше.

[1] Ищите женщину (фр.)