Давненько мы с вами не путешествовали по городам и весям Польши. Размышляя над тем, куда бы отправиться в первое виртуальное путешествие на нашем сайте в этом году, мне вдруг подумалось, что здесь в Польше, как впрочем и везде, мы, туристы, имеем дело с матрешкой. Польша, в Польше —  Краков, в Кракове – Рынок, на Рынке – Мариацкий костел, в Мариацком костеле – алтарь Вита Ствоша и т.д. И если о Кракове в целом мы уже однажды говорили, и даже знакомились с легендами Мариацкого костела, то одна из самых известных достопримечательностей не только Кракова, но и всей Польши, что скрывается под сводами Мариацкого собора, до сих пор не заслужено оставалась без нашего с вами внимания. Пришло время исправить это досадное недоразумение.
Алтарь в свете некоторых цифр
indexПрежде всего стоит отметить, что алтарь, о котором пойдет речь, — самая яркая достопримечательность Кракова эпохи готики. Создан он Витом Ствошем, мастером из баварского Нюрнберга, по заказу городского совета Кракова. На работу над своим шедевром мастер потратил 12 лет (с 1477 по 1489). Впрочем, Краков мастер из Нюрнберга покинул только в 1496 году, оставив здесь своего сына.
Проект был масштабен и амбициозен с самого начала. Достаточно сказать, что алтарь стоил городскому бюджету 2808 флоринов, что в пересчете на нынешние деньги соответствует годовому бюджету современного Кракова. Что ж, вложив поистине огромные средства, город получил бесценный шедевр, стоимость которого не оценить никакими деньгами. (Кроме своей исторической и искусствоведческой ценности алтарь продолжает привлекать туристов в сердце королевского города, а значит инвестиции конца XV века, продолжают приносить Кракову доход и по сей день).
Готика есть готика. Наверное, основной мыслью готической архитектуры было «унести наши мысли вверх», в чертоги небесные, призвать оставить заботы бренного мира за порогом храма. Отсюда все эти умопомрачительные вертикальные линии и своды, едва достижимые взгляду. Параллельно готическая архитектура за счет своих колоссальный размеров намеренно подчеркивает ничтожность человека перед лицом Божьим. Величие готических соборов, как ничто иное, сотворенное руками человеческими, способствует осознанию своей ничтожности и малозначительности в мироздании, свое принципиальное отличие от величия замысла и деяний Господа. Все эти чувства явственно проступают и сегодня, когда мы попадаем под своды величественных готических соборов в Париже, Вене, Толедо, Праге, Кракове… И это нам, людям ХХІ века, которые привыкли к виду небоскребов Манхеттена, перелетам через Атлантику в несколько часов и беспечным телефонным разговорам с человеком на другом конце света. А что говорить о людях, XII, XV веков?
В общем, Вит Ствош был верным сыном своей эпохи. Алтарь, который представляет собой триптих выполненный из дуба, достигает 13 метров в высоту (это приблизительно высота пятиэтажного дома), а размах его боковых створок – 11 метров! Человеческие фигуры главной композиции, вырезаны из пней липы, могут похвастаться ростом в 2 м 70 см. Всего композиция алтаря насчитывает около 200 фигур. В этом плане алтарь органически продолжил готический собор со всем набором его «воспитательных» функций.
Сюжет алтаря
Поскольку весь собор посвящен Деве Марии (поэтому и называется Мариацким), главная композиция также повествует нам о последнихimages моментах земной жизни Богоматери.
В главная сцена алтаря – сцена Успения Девы Марии. В центре – скульптура Марии, падающей на руки апостола Якова. Мастер наделил Марию лицом молодой девушки, тем самым подчеркивая безболезненность ее смерти. Слева мы увидим апостола Петр, читающего книгу, а справа – евангелиста Иоанна, вытирающего влажные от слез глаза. Взгляды остальных апостолов устремлены как и подобает в такие моменты к небу.
Несколько выше – сцена вознесения Марии. Пресвятая Дева возноситься на небеса в сопровождении своего сына.
Венчает композицию сцена коронования Марии. Корону возлагают Бог-Отец и Бог-Сын, а по бокам от них два польских святых – св. Войцех и св. Станислав.
По бокам, так называемого шкафа, мы найдем еще 6 композиций, сюжеты которых принято называть «Радостями Марии». Они становятся видны только при открытии створок алтаря.
  1. Благовещение.
  2. Рождение Иисуса
  3. Поклонение волхвов.
  4. Воскресение Христа.
  5. Успение Христа.
  6. Снисхождение Духа Святого.
В колористике алтаря превалируют синий (традиционный марийный цвет), золотой (означает присутствие Господне и является атрибутом Царства Небесного) и красный (символ Божественной энергии).
images1Интересно, что фигуры сделаны с необычной для того времени точностью. Это позволяет искусствоведам говорить, что моделями, прообразами для фигур алтаря служили жители Кракова, которые контрастируют с идеализированным обликом Богоматери. Историки даже используют алтарь как источник для изучения внешнего вида, моды и даже болезней жителей Кракова конца XV века.
Судьба мастера и его шедевра
Как мы уже говорили, Вит Ствош получил за свою работу колоссальные деньги, но краковский гонорар не пошел на пользу мастеру. Вернувшись в Нюрнберг, он отдал все свои деньги одному банкиру, который оказался мошенником. Мастер в одночасье потерял все свои, заработанные в Кракове деньги. В отчаянии он пытался вернуть хоть часть из них и… подделал чек. За что и был сурово наказан.
Впрочем, судьба самого алтаря тоже не была спокойной. Достаточно лишь сказать, что сразу после оккупации Кракова нацисты вывезли алтарь в родной город Вита Ствоша. А когда он был найден после войны в погребе местного замка, то пребывал в плачевном состоянии. Однако реставраторы не только вернули шедевр к жизни, но и вернули его изначальный облик, убрав все многовековые напластования красок. И по возвращении на свое законное место в Мариацкий собор в сердце Кракова (произошло это в 1957 году), алтарь работы Вита Ствоша заиграл своими первозданными красками. С тех пор он уже порадовал не один миллион пар глаз и будет удивлять еще не одно поколение любителей искусства и просто праздных зевак, забредших в одну из самых восхитительных святынь Европы.